Форум - главная Советы бывалого "чайника" - архив
==========================================
 
 КаталогКаталог   ПоискПоиск   ФотоальбомФотоальбом   Интернет-магазинИнтернет-магазин 
 ПользователиПользователи   ВходВход 

Захотелось мотоподвеса на тарелку 1.40

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Советы бывалого "чайника" - архив -> СПУТНИКОВЫЙ ПРИЁМ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Always
новый


Зарегистрирован: 31.01.2005
Сообщения: 16

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 4:15 am    Заголовок сообщения: Захотелось мотоподвеса на тарелку 1.40 Ответить с цитатой

Дачной тарелочке 10 лет

Актюатор уже люфтит, да и сектор разворота меня не устраивает. Раз в год бывают сильные ветра, которые нет-нет, да и сдвинут чего-нибудь. Полярка - местный самопал середины девяностых годов, уже при настройки дуги обратил внимание на то, что ось не лежит с несущей трубой в одной плоскости (то ли токарь, то ли сварщик были пьяны). Из-за этого имеются некоторые трудности с настройкой оси (это не то что на мотоподвесе - прицелился по часам на солнце на юге да поднял на нужный угол соответственно широте - делов то).
Давно бы переделал все это безобразие, если бы были знакомые сварщик и токарь. Но увы - производство разрушено сменой строя, а обладающие опытом и доступом к оборудованию в друзьях-приятелях не состоят. Сварщика еще можно найти в автомастерских, а вот токаря...

В общем, загорелся я мотоподвесом для этой 1,40 тарелки. Попалась мне в руки втулка для оси, то что доктор прописал- не сварная, а литая или штампованная, по весу люминь, по концам латунные втулки с внутренним диаметром 10мм. Конечно, приятнее было бы иметь на концах подшипники, но на безрыбье и рак лягушка...

В общем, берем кусок швелера и прикручиваем к нему тремя болтами M6 эту втулку и - полярка в виде мотоподвеса, выпотрошенного от шестеренок или электроники практически готова - остается добавить переднюю- задние стенки и верх. Да еще просверлить в швелере пару сквозных дырок - и добавить собственно крепление мотоподвеса к трубе (что-нибудь например из этого из поста. Ну и конечно, добавить саму ось (на худой конец подойдет и болт М10 с не полностью нарезанной резьбой, к сожалению диаметр болта в месте без резьбы на 0,2мм меньше отверстия во втулках, но думаю ничего страшного).

Как говорится, еще немного усилий ( добавить крепление для актюатора) и я смогу запросто перевесить свою тарелку на новую, удобно регулируемую тальрепами полярку.

Но я же хотел мотоподвес!!!
Перебрав механический хлам, нажитый непосильным трудом, я извлек из него шестеренку, похоже сделанную из нержавейки. 88 зубов, диаметром 72 мм., толщиной 3 мм. Пара часов со штангелем и надфилями и как результат шестеренка с внутренней резьбой М10, которую можно накрутить на полярную ось.

Также нашел другую шестеренку, причем с осью и подшипниками, диаметром 17,5мм с двадцатью зубами.

В общем, на ось малой шестеренки планирую насадить также найденную червячную шестерню с 35-ю зубами и вращать ее червяком из подходящего по размеру и шагу болта М12.

По моим представлениям, незнакомым с теоретической механикой, оборот червяка будет соответствовать 2,38 градуса поворота антенны. Вращать червяк планирую мотором от имеющегося актюатора, потом возможно придумаю что-нибудь более слаботочное, чтобы избавиться от внешнего питания мотора.

Однако, прежде чем окончательно приниматься за поиски куска швелера и последующую работу, надо как следует перекурить и выслушать конструктивную критику.
Самого то гложут некоторые сомнения....
Насчет крепости зубов шестеренок сомнений как-то нет...
Но основной вопрос, гложущий меня, как человека, механику не изучавшего, но пощупавшего всякие разные шестеренчатые механизмы - устранится ли люфт шестеренок прижиманием ведущей к ведомой (планирую растояние между ведущей-векдомой осями сделать регулируемым). Ну не попадались мне как-то шестеренчатые передачи без люфта. Правда знаю из этого форума, что у червячных передач люфт устраним.

Итак, господа антенноводы, ваше слово.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
альяно
____________


Зарегистрирован: 16.11.2004
Сообщения: 28151

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 7:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Always - ждём результатов ..

Несколько напутствий .... если НЕ возражаете улыбка улыбка

Первое
- для практической конструкции антенны - механизмы
показанные на фото - для антенны 140 см
на мой взгляд - МАЛОВАТЫ ...

Второе
- люфт между шестернями,
в принципе, не возможно устранить
"прижиманием шестерён" .....
Для нормальной работы редуктора между шестернями
должен быть минимально необходимый зазор ...
иначе шестерни вообще не крутятся
- по крайней мере именно так написано в "теоретической механике" улыбка улыбка
и это многократно проверено на практике улыбка
поэтому ЛЮФТ устраняют ДРУГИМИ СПОСОБАМИ - описанными
в той же Теоретической механике ....

Но в любом случае - все ваши начинания очень интересны
- ждем законченного изделия ....

Если человек хранит такие ценности как на фото,
то у него обязательно всё получится .... улыбка улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
YURACCC
бывалый


Зарегистрирован: 20.02.2005
Сообщения: 635
Откуда: White Russia

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 8:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я конечно никакой механики не изучал, но мне кажется основной люфт может присутствовать между большой и промежуточной (20 зубьев) шестернями.
Но все равно удачи, дерзай.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ZhukovAV
бывалый


Зарегистрирован: 16.09.2005
Сообщения: 3323
Откуда: Тульская область

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 9:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нда.
Открывать учебник "Детали машин" и читать раздел "червячные передачи"
до просветления.
Надо додуматся, крутить червячное колесо червяком из болта.
Угол метрической резьбы - 60 градусов. Угол червяка -20, если мне склероз не изменяет. Также .... Да там много параметров. Все не перескажешь. Кури учебник до просвятления.
_________________
Emme Esse 125 (продаю на avito), Invacom SNH 31, Stab 120, 15W-90E (подарил), Супрал 0.55, телевизор LG, Rasberry Pi 4B, 8G, корпус Argon one 2 M2, SSD128 Ubuntu+Lebreelec+Kodi
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ZhukovAV
бывалый


Зарегистрирован: 16.09.2005
Сообщения: 3323
Откуда: Тульская область

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 9:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Единственная здравая идея - приспособить редуктор с мотором от актуатора для вращения конструкции.
_________________
Emme Esse 125 (продаю на avito), Invacom SNH 31, Stab 120, 15W-90E (подарил), Супрал 0.55, телевизор LG, Rasberry Pi 4B, 8G, корпус Argon one 2 M2, SSD128 Ubuntu+Lebreelec+Kodi
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Always
новый


Зарегистрирован: 31.01.2005
Сообщения: 16

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 10:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

К сожалению, читать талмуды слишком поздно по возрасту. Лучше поймать приятелей, когда-то обучавшихся на мехфаках. А нет - придется устранять люфт простых шестеренок опытным путем, если никто не подскажет. улыбка Так что долой швелер, да здравствует макетная пластина! улыбка

ZhukovAV, что-то я не понял насчет углов червяка и червячного колеса. Они ведь разные бывают, сии предметы. И если резьба подходящего к червячному колесу червяка фактически такая же как на болте, то какая разница? Кроме того, в домашних условиях червячные колеса нарезают простым метчиком...
Я в своем шестеренчатом мусоре разные червяки находил. В принципе отличаются от болта немногим. В основном были с двух и трех проходной резьбой, но я-то хочу максимально понизить передаточное число, посему однопроходная резьба болта обыкновенного - то что надо. Головку долой ножовкой, концы сточить в сверлильном станке напильником (непроизводительно, да, но доступно) - все, болт малоузнаваем...

Про вращать. Ежели привод выбран правильно, значит и остальные части работать могут? улыбка
Еще для вращения вполне подойдет мотор и редуктор от старой аккумуляторной отвертки с уже выброшенным аккумулятором. Хотя шумно и надо померять какой ток жрет, да придется ставить шестеренки повышающие - для датчика, но там никаких усилий нет - можно ставить хоть часовые, от будильника, хотя именно будильников в моем мусоре и нет (а есть какие-то части от гироскопов с самолетов)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ZhukovAV
бывалый


Зарегистрирован: 16.09.2005
Сообщения: 3323
Откуда: Тульская область

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 11:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Профиль червяка - трапеция, угол приблизительно 20 гр(и это только один из видов червяка, профиль может быть и эвольвентным и архимедовым). Профиль болта - равносторонний треугольник. Ну сделаешь ты из болта червяк, ну будет он у тебя проворачивать. А ты уверен что он под нагрузкой провернет ? В тихую погоду нагрузки нет, а вот чуть ветерок, у тебя нагруза возрастает в 10 раз!!!!Сколько он вообще проходит ? Когда колесо срежет или резьбу сомнет? Не только в домашних условиях червячные колеса метчиком нарезают. На заводе их тоже таким же образом нарезают, только не метчиком, а специальной червячной фрезой продольной подачей(один из методов!!!), заход у фрезы как у метчика. Только такую фрезу специально расчитывают под определенное колесо. То что там в быту метчиком делают, способно работать только без нагрузки. Червячный редуктор очень точный механизм, на коленке лепить из хлама - ни чего хорошего не выйдет.
У тебя на выходе должна быть червячная передача, тогда люфта у тебя практически не будет. А боротся с люфтом в обычных шестернях - люфт там есть по определению, такова особенность работы таких передач. Выберешь люфт регулировкой межосевого расстояния, передачу не провернешь. Привод от актуатора самое оно, в нем есть датчики и шаговый мотор. Люфты сейчас в актуаторе в паре винт-гайка. Все остальное цело. Вот к этому остальному ищи нормальный червячный редуктор, вот тогда у тебя что то получится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Always
новый


Зарегистрирован: 31.01.2005
Сообщения: 16

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 7:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ZhukovAV писал(а):
Червячный редуктор очень точный механизм, на коленке лепить из хлама - ни чего хорошего не выйдет.
У тебя на выходе должна быть червячная передача, тогда люфта у тебя практически не будет. А боротся с люфтом в обычных шестернях - люфт там есть по определению, такова особенность работы таких передач. Выберешь люфт регулировкой межосевого расстояния, передачу не провернешь.


Насчет червяка из болта я сам уже сильно сомневаюсь, потому что посчитал, что при питании 12V тарелке придется поворачиваться на моих шестеренках и червяках от горизонта до горизонта более двух минут (слишком долго). Уже предполагаю поставить заводской двухпроходный червяк с соответствующим ему червячным колесом - сокращу поворот до минуты.

А насколько вообще велик люфт в предлагаемых шестернях при разумном межосевом расстоянии? Это величина постоянная или она меняется в зависимости от поворота зубьев?
Это я к тому, что если максимальный люфт один градус, то край тарелки (на расстоянии 1,5 метра от оси) люфтит на 2,6 см. Если полградуса - 1,3 см. В принципе величины не такие большие, думаю что люфт от изгиба порывами ветра металла тарелки, да и трубы на которую все крепится вполне сопоставим с этими расстояниями. У меня в порывистый ветер тарелка 0,6 на азимутальной подвеске гуляет не меньше...
Тарелка все-таки 1,40 (площадь больше чем у метровой в 2 раза)и хотелось бы уменьшить ветровую нагрузку на зубья червячного колеса (латунь, полагаю, намного мягче стали), отсюда и желание поставить сначала шестерни...

Цитата:
Люфты сейчас в актуаторе в паре винт-гайка. Все остальное цело.
Еще люфтит шарнир, крепящий трубу актюатора. Актюатор как-бы провисает вниз под собственным весом. Одним пальцем можно поднять актюатор за "задницу". При этом несколько изменяется расстояние от шарнира актюатора до точки крепления его на антене - следовательно разворот.
Я же говорил, что полярка и крепеж блюдца - подвально-мастерской самопал, в принципе не соблюдено условие перпендикулярности актюатора оси вращения. Когда перпендикулярно, шарнир фактически не нужен. Во всяком случае, он бы так не износился...


А вот на что никто не обратил внимание, так это на то, каким образом я жестко подвешу свое блюдце на ось 10мм. Сейчас три точки - верхняя на оси 10мм, нижняя - на болте (регулирующем наклон блюдца), крепящемся через привареный уголок на упомянутую ось. А третья точка - крепление к актюатору.
В случае изготовления мотоподвеса, даже с минимальными люфтами, точек крепления останется лишь две - на оси 10мм...
Вопрос не изучавшегося мною сопромата не дает мне покоя не меньше чем люфт шестеренок...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ZhukovAV
бывалый


Зарегистрирован: 16.09.2005
Сообщения: 3323
Откуда: Тульская область

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2006 8:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Считать надо. У меня литература сейчас на другой хате лежит. На днях попаду посчитаю. Но если хочешь сделать, ищи заводской редуктор. Хотя бы от рулевого автомобильного. А к нему мотор от актуатора.
_________________
Emme Esse 125 (продаю на avito), Invacom SNH 31, Stab 120, 15W-90E (подарил), Супрал 0.55, телевизор LG, Rasberry Pi 4B, 8G, корпус Argon one 2 M2, SSD128 Ubuntu+Lebreelec+Kodi
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Always
новый


Зарегистрирован: 31.01.2005
Сообщения: 16

СообщениеДобавлено: Вс Май 14, 2006 2:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ZhukovAV писал(а):
ищи заводской редуктор. Хотя бы от рулевого автомобильного.

Заводской... Есть у меня кое-что из такого хлама. Всё с ощутимыми люфтами. Даже если на выходе червячная передача стоит - то обязательно нерегулируемая, да и маловаты, на мой взгляд, диаметры червячных колес. Есть вообще движки со сложными планетарками на большую нагрузку - когда-то были частью воздушных такси для ядреных ракет. Есть даже движок с редуктором для выпуска закрылков (дедушка современных актюаторов), так и и тот с люфтом - ну не представляю, как это все могло когда-то летать... Насчет рулевого червяка от авто - тут вообще не верю в безлюфтовость, кроме того полагаю что слишком малое передаточное число у них, да и вращение явно передает в обе стороны, плюс размер...
Короче, буду пробовать что задумал. В крайнем случае временно откажусь от начинки в виде шестеренок-червяков и получу простую полярку, более удобную в настройке чем имеющаяся. Ну а потом, если найду токаря, поставлю червяк.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Always
новый


Зарегистрирован: 31.01.2005
Сообщения: 16

СообщениеДобавлено: Пн Май 15, 2006 12:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Skystar писал(а):
2. для данной глубокой тарелки трудно подобрать и согласовать головку, надо искать фланец (+ цена...)
ЗЫ: если все же руки чешутся, попробуй прикрутить старый редуктор стеклоочистителя от Жугулей..
широкая улыбка . широкая улыбка

1) А чего там фланец подбирать, когда он и так стоит - см фото
2) Где же я здесь Жигули найду? И потом - помню даже примерзшие щетки не сдвигал...

Вообще-то такую тарель держу только из-за того, что меня интересуют спутники 40Е, 80Е и 90E. Причем подозреваю, что отвратно принимаемый С 90E у меня глушит дуб, стоящий в том направлении... А Ku c 90 E просто не доворачивает- актюатор упирается в полярку... - так что так и так придется все же руки почесать... Тем более что зимой тарелку на трубе немного развернуло... уверен, что болты погнуло - опять высверливать...
Я тут еще в хламе еще порылся... выудил практически готовую конструкцию (от чего не знаю) с червячной передачей, сейчас фотки выложу...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Always
новый


Зарегистрирован: 31.01.2005
Сообщения: 16

СообщениеДобавлено: Пн Май 15, 2006 2:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В общем, такой редуктор.
Один оборот оси справа примерно соответствует девяти оборотам оси слева. 30 оборотов оси слева соответствуют одному обороту верхней оси.
Разбираем - видим червяк диаметром 25мм, шаг 2,5 мм (точно как у шестеренки, которую собирался на полярную ось ставить) ...фотка не резкая получилась обидно до слёз , потом наверное пересниму

А вот и часть с червячным колесом

Раньше я эту конструкцию пропустил... Рабочая ось лишь чуть выглядывает, хвостик диаметром всего 8 мм - ну как такой приспособить на большую тарелку...
Разбираем дальше - само червячное колесо, латунное, с осью и подшипниками, диаметр (посередине) 25 мм, 30 зубов. Колесо на оси сидит плотно, кроме того есть шпилька.

Обратил внимание, что меньший, родной подшипник - "made in Germany", а больший - неродной, для него есть внешняя втулка (на фотках ее нет), чтобы он в гнезде не болтался... Вытащил я свой кулечек с подшипниками на свет -и сразу подобрал внешний диаметр 32 мм. Только вот внутренний 12 вместо 10.. Стоп, говорю себе. Я днем ранее планировал ось 10 мм. И тут внутренний размер подшипнтков 10мм. И даже возможно у одного 12. А что если взять эту часть редуктора с червяком и поставить туда новую ось, с более длинными концами? И даже с одного конца диаметром 12 мм - под найденный подшипник ( а это уже не прежний маленький хвостик 8 мм, 12 мм -это уже сила...). Новую ось можно выточить на простейшем токарном станке, это не червячное колесо делать или червяк нарезать, тут даже я, не стоявший рядом с токарным станком лет двадцать , легко за пару минут справлюсь (это я конечно приврал, насчет пары минут).

В общем, от шестеренок отказался и начинаю думать, как мне закрепить на швелере в качестве полярки часть с третьей фотки (все остальное, по сути дела - червяк и должно крепиться подвижно для выбирания люфта). Кубик "полярки" маленький, да к тому же из породы аллюминия, дно можно посадить на 6 винтов M4, глубина зацепа в двух точках 9мм, остальные можно и 20 мм... Но нутром чую, что это ничтожно мало, ветром оторвет, а не оторвет, так вырвет... В общем надо думать... время есть, пока ось не выточил.
Эх, почему древние здания стоят веками, а новые всего пару-другую десятков лет? - Потому что тогда не было сопромата... улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Советы бывалого "чайника" - архив -> СПУТНИКОВЫЙ ПРИЁМ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
All right reserved by Alyno ® 2004-2006